Сайт, посвященный Андрею Евгеньевичу Снесареву

Сайт, посвященный геополитику-востоковеду генералу Андрею Евгеньевичу Снесареву

 

Новости сайта А.Е. Снесарева

Биография А.Е. Снесарева

Награды А.Е. Снесарева

Труды А.Е. Снесарева

Фотоальбом А.Е. Снесарева

Статьи об А.Е. Снесареве

Документы, касающиеся А.Е. Снесарева

Вопросы

Гостевая книга сайта А.Е. Снесарева

Наши контакты

Наш баннер

Наши друзья

Рейтинг@Mail.ru

Виньетка          

             Статьи об А.Е. Снесареве

Личная ответственность за судьбу Отечества

 

         Историческая судьба любой страны зависит от многих факторов. От отношения к ней внешнего мира, природных процессов, но, прежде всего. от отношения к ней всех её граждан, т. е. народа как целостного субъекта (творца) истории. Но народ состоит из личностей. Так что, в конечном итоге, судьба любой страны (в данном конкретном случае речь идет о России) всегда зависела, зависит и будет зависеть от отношения к ней её граждан, народа, который по отношению к общественной истории выступает совокупной, интегральной личностью.

         То обстоятельство, что благосостояние и безопасность личности в решающей мере зависят от состояния и хода общественно-государственных дел является очевидным фактом. Сложнее каждому гражданину страны осознать характер и степень зависимости благополучия и безопасности страны от его личной жизнедеятельности, в какой мере она соответствует или не соответствует им. Претензии личности к социуму далеко не всегда соответствуют её претензиям к себе как члену социума.

         Сопоставить жизнедеятельность личности и историческую судьбу социума довольно сложно. На первый взгляд, вещи несопоставимые по взаимному влиянию. Особенно касательно «простого» человека. Многим людям кажется, что история страны лично от них вовсе не зависит. Для некоторых людей важно только, чтобы социум обеспечил реализацию их личных устремлений и интересов, даже если они ущербны для страны. Но социум – не независимая от личной жизнедеятельности людей среда, а в конечном итоге именно её результат. И не только живущих, а также и ушедших поколений. Социум неизбежно деградирует, уровень создаваемого им благополучия и безопасности для личной жизнедеятельности снижаются, когда личностное потребление его граждан превышает их личностное созидание. Только это может проявиться не сразу, а через несколько лет, возможно не для живущих, а для будущих поколений. Поэтому для социума всегда важно добиться гармоничного отношения в жизнедеятельности личности её сугубо индивидуальных и общественных интересов. Достижения такого соотношения требует искусства политики социума и личной установки граждан всегда и во всём действовать в соответствии с общественными интересами. Политика определяет альтернативы для устройства и развития социума, личность – для своей жизнедеятельности.

         Проблема согласования интересов личности с историческими интересами страны как социума, представляющего колыбель и вместилище жизнедеятельности всего её народа и каждой личности, является всегда актуальной. От того, как она решается, зависит жизнь личности и историческая судьба страны. Но особо важное, можно сказать, судьбоносное значение она имеет в переломные периоды общественной истории, когда снижается роль, а то и вовсе перестают действовать государственные и общественные институты, ответственные за историческую судьбу страны. В это время происходят радикальные изменения устоявшихся отношений между социумом и личностью. В такие периоды судьбу страны решают личности, которые берут на себя бремя исторической ответственности, не перекладывая её на других, и не прячущиеся в толпе. Для них общее дело становится главным личным делом.

         Влияние личностей на историческую судьбу социума различно. Оно зависит не только от их субъективных качеств, но и от объективного положения в системе власти, собственности, организации общественно-политической, научной и духовной жизни. Личности с большим влиянием на жизнь и развитие социума образуют его элиту. Она составляет меньшинство народа. Но её роль и ответственность за историческое будущее страны значительно больше её численности в составе народонаселение страны, поскольку она непосредственно определяет развитие её основных сфер жизни. Большинство народа в системе жизнедеятельности социума занято проблемами личной жизни и повседневной исполнительской деятельностью, которая в конечном итоге определяет успешность или не успешность управленческой деятельности элиты. Последняя может обособляться от основной массы народа, абсолютизировать свои групповые и личные интересы. При этом положительные результаты исторического развития страны относить к своим заслугам, а недостатки и провалы – на счет народа. Народ, в свою очередь, склонен обвинять элиту за негативные процессы в жизни страны, а не свою пассивность, склонность к анархизму и другим видам массового антисоциального проявления. Не согласованное, существенно разное отношение элиты и большинства народа к устройству Российского социума и его исторической судьбе стало причиной многих бед в истории нашей страны, в том числе и тех, от которых она ещё не избавилась в настоящее время. В преодолении же разного рода кризисов и катастроф, в выходе России из казалось бы безнадежных исторических ситуаций, решающую роль играло то обстоятельство, что в это время на авансцене истории начинали активно действовать те люди, для которых историческая судьба страны была их высшей личной ценностью. К счастью, оказывалось, что людей с высокой личной ответственностью за историческую судьбу России много во всех слоях и сословиях народа. Благодаря им большинство народа отрешалось от сосредоточенности сугубо на личном и становилось субъектом своей национальной и мировой истории. Пассионарные личности достойны национальной исторической памяти. Когда память о них умышленно стирается или затеняется, это означает, что наносится удар по национальному сознанию. Оно обедняется и деформируется в сторону пассивности, безразличия к ходу общественных дел.

         Многие выдающиеся результаты в историческом развитии, которые были достигнуты в разные периоды истории России, в том числе в советский период, включая, прежде всего, победу в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, освоении Космоса и других областях, являются результатом личной ответственности миллионов людей за историческую судьбу Отечества. Для них девиз «Вначале думай о Родине, а потом о себе» был не красивой фразой, а руководством в их повседневной жизни. К сожалению, в 90-ые годы прошлого века девиз этот был осмеян заменен другим: «Личный успех – превыше всего». Делалось это в надежде, что это приведет к большему общему успеху. Нет, не привело и, похоже, не приведет, если личный успех не будет связан с заботой о благе и безопасности Отечества. Достаточно посмотреть на список успешных бизнесменов 90-х годов. Многим из них успех тогда давался легко. Они ловко приватизировали государственную собственность, затем обналичивали, перепродавали и уводили из России. К сожалению, государство своевременно не позаботилось о том, чтобы поставить закон в качестве непреодолимой преграды на пути любителей успеха любой ценой и пренебрежением к интересам и исторической судьбе Отечества. Собственно, оно для них не представляет ценности, а только источник легкого баснословного успеха.

         Давно пора сделать твердый вывод, что национально не ориентированный бизнес не является благом для России. Для такого бизнеса государство должно исключать всякие преференции. Как показали события последнего времени, в мире нет не контролируемого государством бизнеса. Свидетельством тому служат санкции западных стран против России в связи с событиями на Украине. Выгодная для иностранного бизнеса деятельность в России запрещена, хотя она выгодна ему. Для США как государства важно нанести ущерб России, и они принуждают предпринимателей европейских стран терять выгодный рынок сбыта, нести убытки . Тем не менее, у нас всё ещё в широком ходу идея о независимости бизнеса от государства.

         Остро стоит проблема личной ответственности людей науки, состоявшихся в ней или имеющих предпосылки успешно состояться талантливых молодых людей, за историческую судьбу своего Отечества. Западные страны, особенно США, давно занимаются сманиванием и скупкой умов. С 90-х годов Россия представляла для них своего рода эльдорадо для бесплатного сбора нужных им профессионалов. И это не очень беспокоило общественность и Российское государство, мол, не важно, где состоялся ученый, важно, чтобы он состоялся. Под убаюкивания демагогии о правах человека при полном забвении прав социума Россия потеряла трудно оцениваемую с позиций интересов национального развития массу овеществленного и живого интеллекта. Была надежда на открытость результатов интеллектуального развития. Но оказалось, что западные страны идут на такую открытость с расчетливо прикрытой дверью. Показателем являются санкции последнего времени на важные для России технологии. На поверку оказывается, что при претензиях западных стран, прежде всего США, на глобализацию всего и вся, важные для экономики и безопасности интеллектуальные достижения рассматриваются не как ценности для общечеловеческого пользования, а как фактор национального превосходства и силового диктата. Держать Россию в состоянии интеллектуально отстающего социума, похоже, является стратегической установкой политики США. Соответственно, для благополучия и безопасности России очень важно сохранение и умножение её интеллекта, представляющего в ХХI веке важнейшее национальное достояние.

         Наука как сфера интеллектуального производства является основой организации и развития социальной жизни, фактором обеспечения её стабильности и безопасности. В науке личностный фактор играет особую, ключевую роль. Науке, а, следовательно, и ученым принадлежит особая роль в обосновании путей и производстве средств обеспечения национальной безопасности России.

         За историческую судьбу Отечества несут ответственность все поколения. Но особо важно, чтобы её осознавало молодое поколение граждан России. И особая ответственность ложится на тех молодых людей, которые поприщем служебно-профессиональной деятельности избрали воинскую службу. Для военнослужащего Российской армии безопасность Отечества выше личной безопасности. Он готов жертвовать своей жизнью, если это необходимо для обеспечения военной безопасности Отечества.

         Следует различать личности с ситуативной (в условиях войны, общественных кризисов, природных катаклизмов и т. п.) и постоянной ответственностью за историческую судьбу своей страны. Проявление такой ответственности в экстремальных ситуациях является гражданской обязанностью личности, налагаемой на неё законом и моралью социума и не формально принятых ею в качестве психологической установки. Постоянная ответственность является результатом хорошо поставленного воспитания и самовоспитания личности, её большой культуры, высоких морально-психологических и политических качеств. Личности, которые всегда и во всем руководствуются принципом личной ответственности за историческую судьбу своей страны, достойны особого почета, уважения и быть примером для других в индивидуальном плане и постановке воспитательной работы.

         В ряду таких личностей особо яркой фигурой является личность Андрея Евгеньевича Снесарева. Его имя как ученого, педагога, военного и общественно-политического деятеля, а так же история его жизни в сложные для страны периоды далеко не так известны, как этого заслуживают. Дает о себе знать тот факт, что в 30–50-е годы его имя крайне редко и только в нарицательном смысле упоминалось в публикациях того времени. По существу оно было вычеркнуто из военной и интеллектуальной истории страны. Но его вклад настолько большой и важный, что он не мог быть не замеченным следующими поколениями и не привлечь их внимание[1].

         Андрей Евгеньевич Снесарев интересен нынешним и будет интересен будущим поколениям с разных позиций, в том числе, с точки зрения его отношения к исторической судьбе своего Отечества. Но не в плане декларативных заявлений, а конкретных поступков в разных жизненных ситуациях. Вначале несколько кратких сведений из его биографии. заслуживающих, на мой взгляд, внимания в интересах представления об этой выдающейся личности.

         Еще до Первой мировой войны Снесарев был уже известен как востоковед, географ, геополитик, военный аналитик и общественный деятель не только в России, но и других странах. Войну он начинал полковником, начальником штаба казачьей дивизии, на фронте пробыл более трех лет, оставлял его при демобилизации армии в звании генерал-лейтенанта, командира корпуса. Для большой и длительной войны это не большое, можно сказать, обычное продвижение по службе боевого офицера и генерала. Необычным было исполнение им всех возлагавшихся на него должностей. На фронте А.Е. Снесарев проявил талант военачальника и воспитателя подчиненных. При удивительной скромности отличался необычной личной храбростью. Свидетельством являются три Георгиевские награды и другие ордена, полученные как за руководство штабами трех дивизий, командование полком, бригадой, двумя дивизиями и корпусом, а так же за проявленное личное мужество в 76 боях. К наградам стоит добавить более дорогие для А.Е. Снесарева доверие, уважение и любовь подчиненных офицеров и солдат, считавшими, что командование фронтом и Ставка недооценивают их талантливого, смелого и справедливого начальника «с ангельским сердцем». И это соответствовало действительности. Как фронтовик, самоотверженно боровшийся за победу своей страны в войне, он тяжело пережил две революционные смуты 1917 года (февральскую и октябрьскую), развал армии, которая три года успешно сражалась с сильным противником, при этом понесла самые большие жертвы по сравнению со своими союзниками, а в итоге враг получил возможность для вторжения в беззащитную Россию. И он ей воспользовался, а не предложением мира без аннексий и контрибуций. Вторжение кайзеровских войск побудило генерал-лейтенанта Снесарева принять активное участи в строительстве новой, Красной армии. В мае 1918 году он был назначен военным руководителем создаваемого Северо-Кавказского военного округа со штабом в Царицыне. Это был узловой район противодействия продвижению немцев на Северный Кавказ и разгорающейся гражданской войны. Снесарев занялся организацией военного округа с намерение сделать все возможное, чтоб препятствовать продвижению немцев и расширению братоубийственной гражданской войны.

         Здесь же, в Царицыне были И.В. Сталин К.Е. Ворошилов. Оба они не доверяли Снесареву как военспецу, особенно, когда из его штаба перебежал к белоказакам полковник Носович. Они требовали снятия с должности военного руководителя округа и, превысив власть, подвергли аресту. Но в Москве посчитали эти действия чрезмерными и недостаточно обоснованными. Последовало соломоново решение. Снесарев был назначен командующим участком Завесы – своеобразным фронтом между немецкими войсками и частями Красной армии, а затем командующим 16-й армии со штабом в Смоленске.

         В июле 1919 года Андрей Евгеньевич назначается начальником Академии Генерального штаба РККА, созданной в конце 1918 года в Москве вместо перешедшей на сторону Колчака реформированной дореволюционной академии, передислоцированной в 1918 году из Петрограда вначале в Екатеринбург, а затем в Казань. Здесь её настигли Белые, на сторону которых перейдет больше половины личного состава академии во главе с начальником полковником Андогским. Эта часть академии будет отступать с войсками Колчака и закончит свой путь на острове Русском во Владивостоке. Таким образом, в годы Гражданской войны оказалось две Академии Генштаба: одна на стороне Красных, другая на стороне Белых. В должности начальника Академии генштаба РККА А.Е. Снесарев пробудет два года, а затем его оставят в должности профессора военных академий до рокового для него 1930 года, когда он будет арестован и обвинен в антисоветской деятельности. На посту начальника Академии Генштаба РККА он возобновит прерванную войной военно-научную деятельность. В войну она была ограничена ведением дневника и в письмах жене изложением разных мыслей о войне с явным намерением их обработать и развить после войны, если такая возможность будет. Война дала ему огромный материал для размышлений и анализа военно-научной проблематики, а академия – для его осмысления.

         В академии развернулся его талант ученого-мыслителя и ученого-аналитика, а так же организатора военной науки и военного педагога. Он организует издание военной литературы, создает в академии психологическую лабораторию, восточное отделение, разрабатывает курс лекций по философии войны, по существу создает её как новую научную и учебную дисциплину. Но этот труд не будет издан, поскольку не будет соответствовать новой государственной идеологии и монометодологическому подходу к развитию военной науки[2]. По этой же причине не будет издано удивительно глубокое исследование интеллектуальной биографии Клаузевица[3] и ряд других работ. Но то, что было издано, заслуживает статуса военной классики, востоковедения и геополитики.

         И в это время А.Е. Снесарев не был в особом почете у власти, но последняя все же отдавала ему должное за сделанное для страны. Об этом говорит такой факт, когда в Советском Союзе было введено в конце 20-х годов звание Героя труда, в числе первых это звание было присвоено Андрею Евгеньевичу Снесареву. Правда, вскоре об этом забыли в ситуации очередной вспышки истерии политической борьбы, массового поиска непреданных власти среди офицеров и генералов старой армии. Снесарев был солидной фигурой для безответственных, наделенных неограниченными полномочиями карьеристов и скрытых недоброжелателей России в службе безопасности. Последние, конечно, знали, не только то, что сделал, но и что может еще сделать для страны профессор А.Е. Снесарев. Для тех и других, хотя и по разным мотивам, но было важно найти компромат, оклеветать и уничтожить его.

         В результате присуждение к высшей мере. Отмена. Присуждение второй раз к высшей мере. Замена десятью годами лагерей. На этот раз по записке Сталина. Вероятно, до него дошли отчаянные обращения во все властные инстанции любящей жены Евгении Васильевны, и он вспомнил Царицын, где негласно брал у Снесарева уроки организации военного дела. И он написал записку Ворошилову: «Клим! Думаю, что можно было бы заменить Снесареву высшую меру 10-ью годами. И.Сталин».

         Лагерная жизнь Снесарева запечатлена в его дневниках. Она длилась почти столько же, как и фронтовая жизнь в Первую мировую войну. В 1934 году он тяжело заболел. По болезни был освобожден. Но восстановиться уже не смог. И в 1937 году умер, похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

         К счастью, его личный архив не привлек внимание властей при аресте. Но его в тяжелейших условиях сохраняла вначале жена Евгения Васильевна, после её смерти в 1940 году дочь Евгения Андреева, после неё внуки: Андрей, Анна и Мария. Благодаря им сохранилось бесценное неопубликованное при жизни Андрея Евгеньевича его творческое наследие, а так же известными многие мысли и события его жизни, видны его качества как человека, гражданина своей страны, его отношение к её исторической судьбе. И это отношение вызывает восхищение и благодарность. Интересы Отечества для него были важнее личного благополучия и даже благополучия любимой семьи.

         В отношении к исторической судьбе своего Отечества проявлялась сущность Андрея Евгеньевича Снесарева как личности во всех основных ситуациях его жизни, включая неоднозначные и трагические. Он блестяще знал историю России, в событиях и людях, благородные качества и слабости народа, мог анализировать и просчитывать будущее, его жизнь была согласована с интересами страны. Даже в ситуациях неопределенности он поступал так, чтобы исключить несоответствие своих действий её исторически интересам. Безусловно, он знал свои заслуги перед государством и обществом и радовался фактам их признания. Но он никогда не озлоблялся за то, что его заслуги начальством не были оценены. Высшей радостью для него были общественные успехи, как и более тяжелым горем для него были общественные бедствия по сравнению с личными неудачами и бедами.

         А.Е. Снесарев знал хорошо историю основных политико-идеологических направлений в общественной жизни России и других стран, их практическое проявление в событиях его времени. На его личную жизнь (1865–1937) пришлось властвование и бурная смена в России консервативно-монархического (до февраля 1917 года), либерально-буржуазного (февраль – октябрь 1917 года) и социалистического политико-идеологических режимов. Ко всем он относился конкретно-критически. Как мыслитель он хорошо знал и различал индивидуальные и групповые пороки людей и общественно-государственных систем. Он был убежденным государственником, без государства социум существовать не может. Но он не принадлежал к тем консерваторам, которые отрицают всякие перемены, только считал ущербными общественные перемены без преемственности. Он знал мобилизующую роль и историческую цену общественно-политическому идеалу. Для него было важно служение Отечеству в условиях властвования любого политико-идеологического направления.

         Смена властвующего политико-идеологического направления другим, не отвечающим его личному предпочтению, Снесарев не считал основанием для отказа служить своему Отечеству. В 1918 году он отказал своему младшему брату Павлу, высококвалифицированному врачу по профессии, помочь ему уехать за границу. Причиной отказа был вопрос: «А кто же здесь останется?». Брат обиделся на Андрея Евгеньевича и не поддерживал с ним связь до конца жизни, хотя успешно возглавлял большое лечебное учреждение. Естественно, жил безбедно, но не оказал даже помощи семье брата, когда она оказалась в общественно униженном положении и нуждающейся в хлебе насущном. Снесарев учил и наставлял своих детей разделять историческую судьбу своего Отечества.

         Тем фактом, что Россия прошла через бурные катастрофические события ХХ века, прошла и выстояла, ныне живущие её граждане обязаны людям, подобным Андрею Евгеньевичу Снесареву. Нет сомнения, что ряды их последователей не иссякнут среди живущих и будущих поколений граждан России. Благодаря этой части своих граждан, она переживет беды и напасти современные и вероятные в будущем. Вопросы благополучия и безопасности России должны всегда находиться в руках тех людей, для которых её историческая судьба является высшей личной ценностью.

Профессор, доктор философских наук
генерал-майор И.С. Даниленко.

  Виньетка

Виньетка

Виньетка

                 Примечания

[1]     Интерес к творчеству и личности Андрея Евгеньевича Снесарева в последнее десятилетие проявили историки, журналисты и известные писатели, среди них известный воронежский писатель В.В. Будаков, выпустивший в 2011 году книгу «Честь имею. Геополитик Снесарев: на полях войны и мира», а петербургский писатель Б.Г. Белоголовый издал в 2013 году издал очень интересную книгу «Один из нас» в серии «Национальная безопасность», в которой представлены годы становления и мужания А.Е. Снесарева.

[2]    Впервые машинописная рукопись А.Е. Снесарева «Философия войны» с его правками будет издана в Академии Генерального Штаба только в 2002 году.

[3]    Рукопись этого труда А.Е. Снесарева под названем «Жизнь и труды Клаузевица» была издана впервые также в Академии Генерального Штаба в 2001 году).

 

Наверх  |  На главную |  О Снесареве

Снесарев А.Е.