Сайт, посвященный Андрею Евгеньевичу Снесареву

Сайт, посвященный геополитику-востоковеду генералу Андрею Евгеньевичу Снесареву

 

Новости сайта А.Е. Снесарева

Биография А.Е. Снесарева

Награды А.Е. Снесарева

Труды А.Е. Снесарева

Фотоальбом А.Е. Снесарева

Статьи об А.Е. Снесареве

Документы, касающиеся А.Е. Снесарева

Вопросы

Гостевая книга сайта А.Е. Снесарева

Наши контакты

Наш баннер

Наши друзья

Рейтинг@Mail.ru

Виньетка          

          Статьи об А.Е. Снесареве

Командарм читает лекцию

          В 1918–1919 г. на оккупированных Германией западных территориях и при ее поддержке возникли националистические государства. Таким образом, против молодой Советской республики помимо немцев действовали и другие враждебные революции силы.

          В результате начавшегося отхода немецких войск, ускоренного начавшейся в Германии революцией, преодолевая жестокое сопротивление контрреволюционно-белогвардейских формирований, которые зачастую опирались на немецкие дивизии, Белорусско-Литовская армия с боями успешно продвигалась на Запад.

          Для закрепления освобожденных территорий, при поддержке местных партийных организаций и комиссаров, командование принимало меры к установлению в них Советской власти. Давая оценку этим действиям, В.И. Ленин писал: «Это обстоятельство имеет ту хорошую сторону, что отнимает возможность у шовинистов... рассматривать движение наших частей как оккупацию и создает благоприятную атмосферу для дальнейшего продвижения наших войск»[1].

          Так что к лету 1919 г. Смоленск, где располагался штаб Белорусско-Литовской армии (позднее 16-й армии) и невзирая на активизацию белополяков, оказался как бы в прифронтовом тылу у армии.

          Командующим 16-й армией был Андрей Евгеньевич Снесарев, в прошлом боевой генерал царской армии, прошедший первую мировую войну от полковника до генерал-лейтенанта, принимавший участие в 75 боях и отмеченный высшими боевыми наградами. Он добровольно перешел в Красную армию, отдав ей свой 30-летний опыт военной службы на различных командирских должностях.

          Сначала A.Е.Cнесapeв был назначен военным руководителем Северо-Кавказского военного округа, одного из важнейших фронтов гражданской войны со штабом в Царицыне[2], а затем, с сентября этого года начальником западного района Западного участка отрядов Завесы, созданной для прикрытия рубежей нашей родины от вторжения вооруженных сил империализма[3].

          В связи с реорганизацией Западной завесы А.Е. Снесарев стал командующим Западной армией, которая в последствие и была переименована в Белорусско-Литовскую.

          Но нужно сказать, что А.Е. Снесарев – военный специалист был неотделим от А.Е. Снесарева – крупного ученого-востоковеда. В 1899 году он путешествовал по Индия, затем служил в штабе Турке¬станского военного округа, был начальником Памирского отряда и по долгу службы исходил и изъездил сотни километров, много жил среди народа Средней Азии, бывал в ее труднодоступных районах. Словом, принимал активное участие в изучении этого региона… и, постепенно, непосредственные служебные обязанности переросли в глубокие научные знания.

          Но этот человек умел подчинять интересы ученого запросам времени. Ученому большого таланта приходилось ставить науку на второй план, когда жизнь требовала переключиться на заботы чисто военные.

          Поэтому очень характерным в этом отношении является цикл лекций "Страны Средней Азии", прочитанный им во вторую половину июня 1919 года в Смоленском университете, когда за пороховым дымом Андрей Евгеньевич уже предвидел окончание войны и возвращение страны к мирным занятиям. Большие афиши розового цвета[4] извещали публику о том, что А.Е. Снесарев прочтет ряд публичных лекций:

          1. География как наука и как образовательный предмет изучения[5].

          Здесь лектор произнес Слово о Географии. О том, как велико воспитательное и общеобразовательное значение ее, что ни одна наука не расширяет так кругозор человека и не развивает его самодеятельности, не сообщает в такой мере свободу и полет его мышлению, как эта, независимо от того, изучает ли он ее по книгам или личными наблюдениями во время путешествия. Она показывает мир в его удивительном разнообразии и человека в бесконечно причудливых формах жизни, быта и понимания.

          Он объяснил, что вне географии невозможно само существование человечества, что земля, воздух и вода являются той географической средой, в которой он обитает, и как влияет эта среда на характер деятельности человека, и в конечном итоге, определяет исторические о социальные явления.

          Он коснулся ее истории, становления и содержания, рассказал о ее людях, их мужестве и трудах. Добрым словом помянул тех, кто погиб на своем трудном пути, стремясь расширить мир человека, раскрыть еще не разгаданные тайны природы.

          В заключение он объяснил, почему для лекций были выбраны страны Средней Азии.

          2. Индия – страна, народ, ее богатства и чудеса[6].

          Андрей Евгеньевич рассказывал о стране, в которой лично побывал на рубеже столетий и которую потом специально изучал. О стране столь многообразной и многоликой, что ее можно назвать континентом. Ее богатство – это не только «алмазы в каменных пещерах», это и реки, полноводные, питающие землю влагой, это и земля, дающая по два урожая в год, это и изобилие плодов земных.

          Он описывал буйную и разнообразную растительность страны и богатейшую ее фауну, ее колоссальные природные ресурсы. Он говорил о народе этой страны, трудолюбивом и радующемся жизни, который, к сожалению, не владеет этими богатствами, потеряв, в силу сложившихся обстоятельств, независимость и право распоряжаться своей судьбой и своей страной. О происхождении этого народа, во многом еще неясном, который, хотя и разнороден по своему составу, долгие столетия жил, подчиняясь законам и порядку природы Индии, питался ее дарами, грелся под ее солнцем, пил воду из одних и тех же ее источников. О жизни людей, причудливых религиях и странном для европейского представления институте касты.

          О трагической истории Индии, стране издревле известной своими богатствами и потому привлекавшей завоевателей и искателей всех видов и рангов – от Александра Македонского до хищных английских купцов. Он говорил о том вкладе в общемировую культуру, который внесла Индия, дав миру цифру, музыкальную гамму, основы грамматики и права.

          В конце лекции он рассказал о городах, в которых побывал лично: Равальпинди, где расположен большой военный контингент; Симле – резиденции вице-короля, куда стекаются англичане на летний отдых; Лагоре – городе мусульман и мечетей, Дели и Агре, в прошлом местопребывании Великих Моголов, об их дворцах и бесценных сокровищах; о священном Бенаресе, городе паломников и факиров, об оживленной Калькутте, важном торговом порте, и о других местах...

          3. Индия – источник силы и богатства Англии[7].

          Вначале Андрей Евгеньевич вскрыл суть среднеазиатского вопроса и, так называемой «русской угрозы», рассказал, привлекая цифры и факты, о ценности Индии, как источника накопления богатств Англии, а также ее значении, как места помещения английского капитала. Далее он раскрыл сущность британского управления, которую он охарактеризовал как хищнически-торговое хозяйствование иностранцев, которое хочет нажить возможно более и как можно скорее, не заботясь не только о стране – объекте эксплуатации, но и о том, что останется для собственных будущих поколений, то есть преследует цели недальновидного эгоизма.

          Он показал, как постепенно разорялась некогда баснословно богатая страна, пока не была доведена до состояния нищеты, а голод и сопутствующие ей эпидемии стали все чаще посещать ее.

          Мало того, это – «хищнически-торговое управление иноземцев, считающих управляемый ими народ расой более низкой в умственном, нравственном и физическом отношениях». Такое высокомерное поведение не могло не вызвать ответной реакции. Индийский народ враждебен к англичанам. Он понимает, что под флагом Британской империи Индия пришла к бедности и разорению. Англичане для него тяжелы и ненавистны, и они прекрасно это понимают; отсюда и «русская угроза» – предлог для наращивания контингента войск, организация сложной системы шпионажа и подкупов, занятие крепостей и все против своих же индийских подданных.

          В заключение лектор говорил о сознательно-критическом отношении индийцев к колониальному режиму, о подъеме национально-освободительного движения, о стремлении к самоуправлению и о торжественном часе индийской свободы, который пробьет в недалеком уже будущем.

          4. Памир – крыша мира[8].

          Эта лекция была посвящена высокогорной, труднодоступной стране, ее физической географии, животному и растительному миру, истории знакомства с ней, ее народом, их бытом и обычаями.

          Андрей Евгеньевич хорошо знал Памир. Он совершил несколько поездок туда с целью исследования; в 1902–1903 г. служил там в должности начальника Памирского отряда, в обязанности которого входило, между прочим, и «держать почтовое сообщение» , а также «улаживать нравственным давлением» могущие возникнуть разногласия между беками и людьми; в случае же невозможности разрешить вопрос на месте, «доносить по команде». Архивы хранят раппорты и докладные записки начальника Памирского отряда кап. Снесарева с предложениями как-то улучшить положение жителей Памира, стонавших под игом Эмира Бухарского и его беков[9].

          Он поместил несколько статей о Памире в «Туркестанских ведомостях»[10], написал книгу[11], а также делал доклад на XV Международном конгрессе ориенталистов в Копенгагене летом 1908 года[12]. 5. Восточная Бухара – горный и дикий угол Бухары [13].

          Это была последняя лекция цикла.

          Андрей Евгеньевич летом 1904 г. совершил поездку в Восточную Бухару и основательно изучил эту страну. Он рассказал о том, что видел сам и чему был свидетелем: о ее горах, о том значении, которое имеют для жителей перевалы, о климате страны и ее реках, о способах переправ через них. Он рассказывал о людях этой страны и их занятиях, о жестокой, деспотической власти эмира Бухарского, о произволе и неправде, чинимых беками, которым эмир отдавал в полное и бесконтрольное хозяйничанье целые районы.

          В «Туркестанких ведомостях» был напечатан ряд его статей, посвященных Восточной Бухаре[14], а в 1906 г. вышла книга, где были обработаны результаты его работы во время летней поездки 1904 г.[15].

          Характерной особенностью лекций А.Е. Снесарева было то, что он «говорил об этих странах не как теоретик, а как практик». Он всегда настаивал, что человек «должен в свое время сам видеть описываемую им страну, видеть ее природу, находится в сношениях с теми людьми, которые там живут, беседовать с ними, даже пережить их маленькие горести и радости. Только в соприкосновении с ними, наблюдая солнце вместе с ними или терпя дождь и бури, человек может сказать впоследствии свое уверенное слово об этой стране и ее людях» … «Вы спросите меня, был ли я в этих районах? Да, я был… В Индии я прожил семь месяцев, проходил по разным углам северной Индии, которую потом изучал специально, был в глухих углах Восточной Бухары, жил на Памире почти два года»… «Все, что я буду говорить, мною пережито, люди, о которых я буду повествовать – я их знал, и даже больше, между ними я имею не мало друзей, и если они сейчас не пишут мне, то только потому, что писать не умеют, но каждый раз, когда кто-нибудь едет в Азию или обратно, я восстанавливаю с ними духовное общение»[16].

Е. А. Снесарева

  Виньетка

Виньетка

Виньетка

Источники

[1] В.И. Ленин, Полн. соб. соч. Изд. 5-е, т.37, с.234.

[2] Мандат № 1282 от 8 мая 1918 г. на бланке Совнаркома и с его круглой печатью за подписью В.И. Ленина. Документ хранится в архиве Института Маркса-Энгельса-Ленина. Копия, выданная институтом – в архиве Е.А. Снесаревой.

[3] Мандат № 10182 от 24 сентября 1918 г. по приказу Реввоенсовета №3 от 11 сентября 1918 г. Круглая печать Реввоенсовета республики. Подписи Вацетиса, Данишевского и Раттэля. Хранится в архиве Е.А. Снесаревой.

[4] Афиша Смоленского государственного университета. Просветительная ассоциация. Размер 75х50 см; отпечатана в типографии Белитармии. Хранится в архиве Е.А. Снесаревой.

[5] Архив востоковедов. ЛО ИВ АН СССР, ф.115, оп. I, ед. хр. 83. Один лист, написанный карандашом рукою А.Е. Снесарева с разметкой лекции по минутам.

[6] Архив востоковедов. ЛО ИВ АН СССР, ф.115, оп. I, ед. хр. 38. 3 листа, написанные карандашом рукой А.Е. Снесарева.

[7] Архив востоковедов. ЛО ИВ АН СССР, ф.115, оп. I, ед. хр. 89. 5 страниц карандашного текста, написанные рукою А.Е. Снесарева; план лекции – 1 ? листа, далее на той же стороне – даты и статистические данные. 4 и 5 страницы – раскрытие некоторых моментов лекции с указанием, куда нужно вставлять даты и данные.

[8] Архив востоковедов. ЛО ИВ АН СССР, ф.115, оп. I, ед. хр. 68. План лекции написан карандашом рукою А.Е. Снесарева на полулисте.

[9] См., например, «Докладная записка капитана Генерального штаба А.Е. Снесарева о зякете в Западном Памире». Ноябрь 1903 г. ЦГА УзССР, ф. И-З, оп. 2, д.77, лл. 202–214. Цит. По книге: Халфин Н.А. «Россия и Бухарский эмират на Западном Памире». – М., изд. «Наука». Главн. ред. вост. л-ры, 1975, с. 81–90.

[10] «Зима на Памире» – «Туркест. ведомости», 1902, 24 окт., № 103, с.633 (подп. А.С.). Снесарев А.Е. «Вести с Памира». – «Туркестанские ведомости», 1903, 12 июня, №47, с. 291; 15 июня, №48, с. 297; 19 июня, № 49, с. 302; 22 июня, № 50, с. 309.

[11] Снесарев А.Е. «Памиры» – Ташкент, 1903, 153 с.

[12] «Аctes du Quinsieme Congres International des Orientalists», Session de Copenhaque, 1908. – Copenhaque, 1909, c.77.

[13] Архив востоковедов. ЛО ИВ АН СССР, ф.115, оп. I, ед. хр. 69. План лекции, написан рукою А.Е. Снесарева на полулисте.

[14] «Поездка в Горную Бухару». – «Туркест. ведомости», 1904, 28 июля, № 105, с. 480; 10 авг., №112, с. 510; 29 авг., №123, с. 567; 8 сент., №128, с. 594; 21 сент., №134, с. 624. (Подп. А.С.).

[15] Снесарев А.Е. «Восточная Бухара». – СПб, 1906, 148 с.

[16] Снесарев А.Е. «Авганистан». – М., 1921, Госиздат, 244 с., с. 7.

Октябрь 1986 г.

  Виньетка

Наверх  |  На главную |  О Снесареве

Снесарев А.Е.