Сайт, посвященный Андрею Евгеньевичу Снесареву

Сайт, посвященный геополитику-востоковеду генералу Андрею Евгеньевичу Снесареву

 

Новости сайта А.Е. Снесарева

Биография А.Е. Снесарева

Награды А.Е. Снесарева

Труды А.Е. Снесарева

Фотоальбом А.Е. Снесарева

Статьи об А.Е. Снесареве

Документы

Вопросы

Гостевая книга сайта А.Е. Снесарева

Наши контакты

Наш баннер

Наши друзья

Рейтинг@Mail.ru

Виньетка          

          Лекции и выступления А.Е. Снесарева

Стратегия

Ввиду того, что научный взгляд на стратегию является в наши дни очень неустойчивым и определенного труда, более или менее удовлетворительного, до сих пор нет (не считая старых, потерявших свою научную свежесть). Пройти курс Стратегии лабораторным способом является делом очень трудным: этот способ наложил бы на слушателей такое бремя творчества (создания заново) и потребовал бы такой проработки по разнообразным (часто иностранным) трудам, что явился бы для них совсем непосильным и отнял слишком бы много времени.
Отсюда пришлось остановиться на лекционном способе, как доминирующем, добавляя его докладами слушателей по доступным, дополняющим лекцию темам. Лекции предполагаются двухчасовыми.

 

Распределение курса


Лекция 1. Понятие Стратегии. Исторический очерк определений. Единство Стратегии, ее утилитарно-реальный смысл. Два основных течения: а) стратегия – наука о формулах и нормах (Бюлов, Жомини, Леер…) и б) стратегия – орудие выработки военного миросозерцания (Клаузевиц и его школа). Анализ этих течений.
В развитие этой лекции возможны такие темы:

 

Название тем

Часы на разра-
ботку

Часы на доклад

Источники

1) Стратегия по Лееру.

3

1

Леер, Стратегия. Часть I,  стр. 1-45.

2) Стратегия по Клаузевицу.

4

1

«О войне», Клаузевица. Перевод под редак[цией] А.Е.Снесарева. (См. Предис-ловие).
Camon, Clausewitz; Rothfels, C.v.Clausewitz.

3) Сравнение двух основных течений.

5

1

Указанные выше два источника.

4) Вопрос о принципах

3

1

Леер, Стратегия. Часть I. 187-204.
Леер, Метод военных наук.

 

Лекция 2-я.  Необходимость разграничения между философией войны и стратегией, с одной стороны и стратегией и тактикой (другие военные науки) с другой. Рост тактических явлений в отношении времени, пространства и сложности обстановки еще не делает эти явления стратегическими. Сложность современных тактических явлений вызывает создание разных тактик: тактика родов войск, общая тактика, – масс, – фронтов. Термины «стратегическое» и «оперативное».
В развитие лекции возможны такие темы:

 

5) Выделить стратегическое и тактическое в эпизодах мировой войны:

 

 

 

а) Самсоновская катастрофа

3

1

А.Зайончковский, Мировая война. Стр. 100-103.
И.Вацетис, Боевые действия в Вост[очной] Пруссии.
Людендорф, Мои воспоми-нания. Том. I, стр. 38-63.

б) Марнская операция (1-я Марна)…

3

1

А.Зайончковский, Мир[овая] война. 113-120.
В.Ф.Новицкий, Боевые дейст-вия в Бельгии и Франции. Стр. 130-157.

в) Макензенский прорыв и его фазисы.

3

1

А.Зайончковский, Мир[овая] в[ойна] 194-216.
Фалькенгайн, Верховное командование. 75-91, 98-101, 108-143.
Роткирх-Трак, Прорыв русского Карпатского фрон-та у Горлицы в 1915 г.

г) Майское наступление 1920 г.

3

1

М.Тухачевский, Поход за Вислу. Стр. 7-11.
См. о том же в соответствующих трудах Невежина, Шапошникова, Какурина.

д) Лодзинская операция.
При успехе этих разборов, темы могут быть даны и другие, напр., из более старых войн.

3

1

А.Зайончковский, Мир[овая] в[ойна]. Стр.150-160.
Г.К.Корольков, Варшавская и Лодзинская операции.
Людендорф, Мои воспоми-нания. Том. I. Стр. 63-94.
Вульфен, Лодзинское сраже-ние. (Пер[евод] с немец[кого]).

       

Лекция 3-я. Деление Стратегии на два крупных отдела, по периодам ее специальных устремлений и технических особенностей. Стратегия предвоенная (организационная) и Стратегия в период войны (оперативная). Мировая война установила важность такого деления.


Лекция 4-я. Соотношение политики и стратегии. Определение Клаузевица. Необходимость заострения этого определения. История соотношения в теории и на практике. Политика, как синтез всех активных возможностей государства, должна доминировать.
Взаимодействие политики и стратегии до войны и во время войны. Примеры из войн 1866 и 1870/71 г.г. и из Мировой войны 1914-1918.
Могут быть даны такие темы:

 

6) Взаимоотношения и борьба представителей политики и стратегии

 

 

 

а) Бисмарк и Мольтке

10

1

Bismark, Gedanken und Erinnerungen т.II (Имеется русский перев[од], Госиздата из. 1923 г.).
Moltke, Militarische Korrespondenz, т.III.

б) Бетман-Гольвег и Фаль-кенгайн (или Людендорф)

5

1

Фалькенгайн, Верховное командование (в разн[ых] местах).
Людендорф, Мои воспомина-ния (в разн[ых] местах).
Дельбрюк, Автопортрет Людендорфа (Рукопись в ВВР.С’е).


Лекция 5-я. Работа страны до войны, военно-государственная (военная политика) и военно-техническая. Понятие единой военной доктрины, как цельного военного миросозерцания народа. Стратегия диктует свои требования по основам состояния военного дела в текущее время (новейшие нормы устанавливает история военного искусства) и на данных политико-экономических возможностей государства.


Лекция 6-я. Подготовка живого орудия страны (комплексная работа военной географии и военной администрации), хозяйственного орудия (военная география и эконом[ические] науки), технического (артиллерия, фортификация и т.д. и технические науки). Стратегия синтетизирует работы отдельных наук. Воспитание народа в целях войны. Различие плоскостей – религиозно-национальной и классовой. Конечный вопрос о войне (неизбежность или избежимость, момент вчинания, преследуемая политическая цель) решает политика. Роль стратегии при решении конечного вопроса о войне.

Лекция 6-я, буде нужно, вызывает к жизни много тем:


7) Вопросы, связанные с подготовкой страны к войне.

 

 

 

а) Анализ систем комплектования армий.

3

1

А.Свечин, История В[оенного] Искусства. Часть III. Стр.56-87.
Commandant G. Cognet. Le probleme des reserves. Paris. 1914.
Старый труд ф. дер. Гальца Вооруженный народ.

б) Постоянная армия и милиция

3

1

Для тем б) и в):
В.А.Златолинский, «Библио-графический указатель по вопросам строительства воор[уженных] сил по милицион[ной] системе». Петерб[ург] 1921 г.
Здесь – полная справка.

в) Плюсы и минусы милиции.

3

1

г) Вопрос об единицах (командных, тактических и др.).

3

1

Можно почерпнуть из разных мест трудов Бернгарди, Людендорфа, Фалькенгайна и т.д.

д) Мобилизация промышленности и т.д.

3

1

Указана ниже по теме № 11.


Лекция 7-я. План войны, как техническая разработка намеченного вопроса о войне, приуроченная ко времени, месту и политико-экономическим возможностям и выраженная определенным планомерным документом. Содержание и объем плана войны в наши дни.


Лекция 8-я. Двойственность стратегии – стратегия сокрушения и стратегия измора. История вопроса. Сущность вопроса – философская и техническая. Примеры из далекого прошлого: стратегия Перикла или Фридриха, с одной стороны и стратегия Александра Македонского, Наполеона или Мольтке, с другой; из ближнего времени: стратегия Фалькенгайна и стратегия Людендорфа.
Весьма была бы желательна тема:


8) Сущность стратегии изнурения. Действительна ли она?

15

1

Литература вопроса разбро-сана. Для помощи можно указать:
Леер, Стратегия. Часть I. 186-187.
Клаузевиц, Vom Kriege или новый перевод «О войне», «Вступление» и книга 7-я.
Delbruk H., а) Geschichte der Kriegs kunst, B. IV.
б) Die Strategie des Perikles.
в) Ludendorf’s Pelbstportrat (есть русс[кий] перевод).


Лекция 9-я. План кампании. Его прежние теоретические основы. Содержание и объем плана кампании в наши дни. Историч[еские] примеры.


Лекция 10-я. Стратегия начала войны. Вопрос объявления последней. Пророчества о войне. Причины и поводы войн. Превентивные войны. Степень вероятности прогноза. Как положительные образчики, войны Рима и войны немцев во 2-й половине XIX стол[етия].


Лекция 11-я. Мобилизация, как современный тип прелюдии войны. Мобилизация живого орудия, в технике войны и экономики страны. Мобилизация промышленности. Мобилизация в стратегии сокрушения и мобилизация в стратегии изнурения.
Из лекции вытекают темы:


9) Принцип единства, одновременности и полноты напряжений в стратегии.

3

1

Наиболее полно принцип был развит Клаузевицом (по его словам, основной закон Стратегии, Urgesetz) в его Vom Kriege (или русский перевод)…1-я книга и 2-я, более специально 3-я.
Леер, Стратегия 1-я часть в начале и в приводимых примерах.

10) Анализ видов мобилизации:

 

 

 

а) Мобилизации живой силы. Ее история и техника.

3

1

Источники должны быть установлены самими слушателями.

б) Мобилизация железных дорог.

3

1

11) Мобилизация промышленности.

10

1

Определенных источников нет. Многое можно почерпнуть у Фалькенгайна (Верх[овное] Ком[андова-ние]), Людендорфа (Воспоминания или его «Urkunden der Obersten Heeresleitung uber ihre Tatigkeit 1916-1918»), Дельбрюка (Авто-портрет Людендорфа), Бауэра (Der Grosse Krieg in Feld und Heimat) и др. Имеется не мало журн[альных] статей, напр. в журнале «Техника и Снабжение Красной Армии», № 17 статья Ив. Шведова и т.п.


Лекция 12-я. Стратегическое развертывание, как современный тип изготовки армий к последующим боям. Историческая справка. «Теория» страт[егического] развертывания. Его технические особенности. Вопросы пространства и времени.

Параллельные со стр[атегическим] развертыванием акты: подъитожение союзов, завершение экономических процессов, сбор проверочных и дополнительных сведений … репетиция к кровавому экзамену.
На основании лекции даются темы – примеры:

Из лекции вытекают темы:


12) Разбор исторических примеров стр[атегического]развертывания.

 

 

 

а) Маренгская операция

2

1

Леер, Стратегия. Часть I.  Стр.100-125.
ф. Шлиффен, Канны. Стр. 14-15.

б) Иенская операция 1806 г.

2

1

Леер, Стратегия. Часть I.  Стр.126-152.
ф. Шлиффен, Канны. Стр. 17-18.

в) Кампания 1866 г.

2

1

А.М.Зайончковский, Лекции по Стратегии. Стр. 124-127.
ф. Шлиффен, Канны. Стр. 46-51.
А.Свечин, История Военного Искусства. Часть III. Главы VI и VII; особ[енно] стр. 147-154.

г) Кампания 1870 г.

2

1

Те же авторы.

д) Мировая война.

 

 

А.М.Зайончковский, Мировая война. Стр. 40-65.
В.Ф.Новицкий, Б[оевые] действия в Бельгии и Франции. Стр. 57-66.
Ганс Куль, Германский Ген. Штаб. Стр. 128-178.
Мозер, Краткий стратегич[еский] очерк Мировой войны.

е) Война с поляками 1920 г.
Примеры могут быть умножены до чисел слушателей.

2

1

Труды Тухачевского, Шапошникова, Невежина и др.


Лекция 13-я. Стратегия ведения войны или оперативная. Операционный замысел в целом, как отражение плана операции. Сущность замысла, его проекция в пространстве и во времени. Вопрос о средствах. Примеры из Мировой войны. Доклад Фалькенгайна Вильгельму в Рождество 1915 г. План Антанты и Людендорфа на 1918 г. Понятие операционной линии, как пережиток. Историческая справка о ней.
Вытекающие из лекции темы:


13) Исторические предпо-сылки для понятия опера-ционной линии у Ллойда, Бюлова и Леера.

10

1

О Ллойде можно судить по его переводам: французс-кому (Introduction a l’histoire de la querre… Par un officier francais 1784, 218) и немецкому (Des Herrn General von Lloyd, Abhandlung… 1783, 159); оба перевода имются в Библ[иотеке] Гл[авного] Штаба.
Bulow, Geist des neueren Kriegs systems.
Леер, Стратегия. Часть I. Стр. 47-85.
Очень полезен:
H.Rothfels, Carl v. Clausewitz. Стр. 30-55.

14) Верденская операция, как образчик операционного замысла.

3

1

А.Зайончковский, Мир[овая] Война. Отд[ельные] места в главах XII, XIII и XIV.
Фалькенгайн, Верх[овное] Командов[ание]. Стр. 205-219, 244-245.
А.Снесарев, “Гримасы Стратегии”. Статья в В[оенная] Мыс[ль] и Р


Лекция 14-я. Марш-маневр, как орудие Стратегии. Историческая справка. Теория вопроса. Виды маршей-маневров. Взгляды Наполеона, Мольтке, Шлиффена. Канны. Оригинальная позиция Клаузевица. Марш-маневр на ногах ныне – тактический фактор. Роль жел[езных] дорог и автомобилей в решении вопроса о маршах-маневрах. Значение в этом вопросе Воздушного Флота.
Вытекающие из лекции темы:


15) Теория Леера о маршах-маневрах при свете опыта Мировой войны.

5

1

Леер, Стратегия. Часть I. Стр. 220-266.
Труды по Мировой войне Фалькенгайна, Людендорфа, Мозера, В.Ф.Новицкого и др., указанные выше.

16) Что существенного внесла Мировая война в вопрос о маршах-маневрах.

5

1

Те же авторы по Мировой войне, и кроме того:
Бернгарди, О войне будущего.


Лекция 15-я. Бой, как главное, но не единственное орудие Стратегии. Исторические справки. Генеральный бой прошлых войн. Эволюция боя в наши дни. Его эпизодичность. Мысли Фалькенгайна, Бернгарди и др. Что такое Генеральный бой в наши дни?


17) Есть ли Макензенский прорыв Генеральный бой?

3

1

Литература по Макенз[енс-кому] прорыву показана выше.

18) Было ли Марнское сражение (1-я Марна) Генеральным боем?

3

1

Литература указана выше.

19) Был ли 235-дневный бой 1918-го г. Генеральным боем?

3

1

А.Зайончковский, Миров[ая] война. 397-418, 428-447.
Людендорф, Мои воспом[инания] т.II. Стр. 161-237 и начало главы «Финал[ьная] борьба летом и осенью 1918 г.».
Корда, 1918-й г. Мировой войны.
Дельбрюк Г., Автопортрет Людендорфа.


Лекция 16-я. Стратегическое в боях. Вопросы – давать ли бой и когда, какой, где и какими силами – будут вопросами стратегико-тактическими, но чаще стратегическими. Эти вопросы, примененные к сумме или системе боев, будут вопросами стратегическими. Целесообразность боя, как отражение стратегических требований. Темы, связанные с боем: направление удара («Операционная линия»), длительность боя, эксплуатация боя. Понятие о системе (единой сумме) боев. Современная Стратегия распоряжается суммами (системами) боев.

Лекция 17-я. Позиционная война, как функция от масс, техники и вида стратегии. Историческая перспектива. Грядущее вопроса. Роль Стратегии в Позиционной войне.

Лекция 18-я. Дополнительные вопросы Стратегии. Вопрос о построении (организации) армии. Историческая справка. Вопрос об единицах. Роль корпуса и единиц выше, а также роль дивизии и единиц ниже по опыту Мировой войны. Анализ фронта, как ступени командования. Военное командование. Идея полководца. Автократизм или конституционность. Идея интегрального полководца. Важность вопроса об организации военной власти в его военно-философском смысле. Военно-полевая судимость. Историческая справка: весна 1917 г. в русской армии и ноябрь 1918 г. в немецкой.

Лекция 19-я. Современное понятие о базе. Старая ее локализация теряет смысл. Ныне общая база – вся страна. Возможны еще передовые, вспомогательные, промежуточные и т.п. базы, но в качестве уже оперативных баз. Современное их устройство – техническое и административное. Современное техническое отягощение воюющих масс оживляет отжитие формы XVIII стол[етия]. Своеобразность азиатских театров в вопросе о базах.

Лекция 20-я. Стратегическая роль железных дорог. Их всепоглощающее руководящее значение. Стратегическая и тактическая работа. Рокировочные железные дороги. Железнодорожное строительство в целях боев и в процессе боев. Железнодорожная политика. Автомобиль, как новое средство. Грядущее значение Воздушного Флота.

Лекция 21-я. Современное питание армии. Старая магазинная система. Период отрыва от тыла. Коммуникационные линии. Современное утяжеление питания и тяготение к старым формам обеспечения. Примеры: из Мировой войны (18-й год) и Гражданской (Варшавская кампания 1920 г.). Особенность азиатских театров со стороны организации тыла.

Лекция 22-я.  Стратегические резервы (основные капиталы Стратегии). Их история. Их осуждение в прошлом. Повторение Леером Клаузевица. Принцип одновременного и полного напряжения в старой (линейной) стратегии. Важность длительной активности в современной войне (стратегия изнурения) и необходимость сохранения на даль ударных ресурсов (живая сила, техника, экономика). Возможность и естественность стратегического резерва в наши дни. Его типы и виды. Стратегический резерв – сложный боевой постулат от народной массы, технико-культуры и экономики. Тактический, - это вполне готовая часть, могущая вести бой, независимо от ее расположения. Уроки Мировой войны.

Возможны следующие темы:

20) Анализ страт[егических] резервов из опыта Мировой войны:

 

 

 

а) Ипрский резерв моло-дежи.

3

1

Уже указанные выше источники по Мировой войне. По теме в) можно многое найти в первом томе труда Штегемана.

б) Резерв пред зимней Ма-зурской кампанией 1915 г.

3

1

в) Американская и даже Японская армии, как страт[егический] резерв Антанты.

3

1

 

 

 

 

г) Люди науки, как стратегический резерв воюющих коалиций (создание новых средств и вскрытие вражеских).

3

1

Можно найти кое-что в указанных выше трудах по Мировой войне; несколько специальнее вопроса касается Бауер (Der grosse Krieg…).


Лекция 23-я. Подготовка театра в военном отношении. Вечный смысл. Сложность современной подготовки. Влияние позиционного типа войны. Влияние Воздушного Флота. Принцип маскировки. Уроки Мировой войны. Положительные образцы, отрицательные.

Лекция 24-я. Значение крепостей. История вопроса. Сложность его при современной обстановке. Многообразие научных течений. Отсталость технической обороны по сравнению с техническим наступлением. Роль крепостей Франции в Мировую войну стратегически крупная (специальный план, нарушение нейтралитета Бельгии) и тактическая некрупная. В сущности, вопрос не об идее, а о технических деталях. Современные военные уставы в их воззрениях на крепость.

Лекция 25-я. Частные виды Стратегии: горная, степная и смешанная. Их условный характер, лежащий в области преобладания природы над техникой. Иные масштабы времени и пространства. Азиатская стратегия – отсталый тип за отсутствием техники и за силой географического фактора.

Лекция 26-я. Стратегия морская и стратегия Воздушного Флота, как технические слагаемые Общей Стратегии. Стратегия, как наука общих боевых схем, может быть только едина.

В итоге приведенного выше проспекта потребуется:
А) На лекции ..…..52 классных час

Б) На доклады……37      “            “


В сумме              89 кл[ассных] часов.
Если доклады пойдут успешно и поучительно, количество тем (а значит клас[сных] часов) должно будет быть увеличено; темы найдутся. Лекции набросаны сжато; при возможности число часов на них должно быть увеличено.


А.Снесарев
21-IV-25
г. Москва

Предоставлено 74 часов.

40 – лекций

34 – семинары

Виньетка

Наверх  |  На главную  | Военные статьи

Снесарев А.Е.