Сайт, посвященный Андрею Евгеньевичу Снесареву

Сайт, посвященный геополитику-востоковеду генералу Андрею Евгеньевичу Снесареву

 

Новости сайта А.Е. Снесарева

Биография А.Е. Снесарева

Награды А.Е. Снесарева

Труды А.Е. Снесарева

Фотоальбом А.Е. Снесарева

Статьи об А.Е. Снесареве

Документы

Вопросы

Гостевая книга сайта А.Е. Снесарева

Наши контакты

Наш баннер

Наши друзья

Рейтинг@Mail.ru

Виньетка          

          Лекции и выступления
           А.Е. Снесарева

Речь Начальника Академии Генерального штаба
1 сентября 1919 г.

         Сегодня мы приступаем к военной игре. На пути усвоения вами нужных знаний военных и – что еще более серьезно – необходимых навыков – военная игра будет последним этапом на младшем курсе и потому я считаю своей обязанностью сказать несколько слов относительно этого нового метода для вас.
         До сих пор вы занимались изучением военного дела по тому, что говорилось вам профессорами или руководителями и по так называемым решениям на планах или в поле, во время текущих практических занятий. Теперь вы приступаете к военной игре, которая является, по существу, тем же решением задач на плане, но с тою существенной разницей, что вводится воля и вытекающие из нее действия противника, т.е. вы работаете на одной стороне, а на другой против вас фигурируют воля и действия вашего врага, который подобно вам разбирается в тех элементах, которые ему дает обстановка, изучает их, делает нужные выводы и останавливается на том или ином решении. Введение воли этого противника коренным образом изменяет структуру ваших действий отчасти с технической стороны, а, главным образом, с психологической. Правда, и раньше руководители вводили вам волю противника, давали сведения об его обстановке, вносили добавочные данные среди вашего решения, но это делалось паллиативно, условно и, скажем, несерьезно; теперь же с волей противника вы будете постоянно иметь дело: каждый ваш шаг и решение должны быть сопряжены с вопросом о том, что будет делать противник. Как он будет парировать ваши шаги, что он вообще мыслит. Перед вами как и всегда будут две главных задачи. Первая задача – изучение обстановки, т.е. углубление с возможной тщательностью в исследование карты припоминание и комбинирование нужных для момента знаний и тщательное расценивание того, что дается руководителем, чтобы в конце концов придти какому-нибудь определенному и надежному решению; а вторая задача, которой я склонен придать особенно большое значение, это техническое выполнение всего того, что вытекает из принятого вами решения. Конечно, созданное вами решение еще далеко будет не то, которое вам, может быть, приходилось и которое, конечно, еще придется создавать на кровавом поле. Говорю об этом потому, что это часто забывается. В военной игре пред вами будет лишь небольшое число факторов, по сравнению с тем, что бывает в моменты боевых испытаний и ваше решение, конечно, будет куцым, односторонним выводом из скромного количества принятых вами в расчет данных. Вы будете смотреть на карту, вы будете вдумываться в задание, которое вам будет поставлено руководителем, вот почти и все … , но огромная сумма факторов: например, национальность войска, его прошлое, те текущие идеи, которые одухотворяют войска, существа начальника, его кругозор и влияние … , затем факторы, которых нельзя и предвидеть: незадача, случайности, неожиданности … , вся эта несметная масса данных в военной игре вами никак не может быть принята во внимание. Поэтому я назвал ваше решение куцым и односторонним, и военная игра есть лишь скромная ступень на пути военного познания.
         Затем нужно сказать несколько слов относительно той обстановки, в которой будет протекать военная игра. Перед вами будет карта. Как генштабисты вы все равно будете всегда иметь с ней дело и после, когда приступите уже к боевой работе, но разница та, что в последнем случае вы будете иметь возможность поехать в поле, посетить позиции, проверить обстановку, как она рисуется глазу, в военной же игре вы в пространственном отношении все время имеете дело с явлениями уменьшенными против действительности, вы знакомитесь с местностью только в уменьшенном масштабе. Точно также и в смысле времени будет введена искусственность. Вы понимаете, что военная игра не может рассматривать военную обстановку во всем ее целом; тогда пришлось бы разбирать, как сажаются в вагоны те или другие воинские части, как их везут, как высаживают и т.д. Это для вас не интересно, непоучительно и слишком узко специально, почему все эти моменты из военной игры отбрасываются. Вы будете работать лишь с того момента, который представит поучительность для вашей специальности. Таковым будет момент сосредоточения частей пред наступлением или отступлением или, момент, так называемого исходного положения. Если бы далее мы стали подражать жизни, т.е. воспроизводить во времени, как протекает разведка, как идут колонны в походном движении, как развивается бой, если мы бы на час действительности дали час военной игры, то у нас не хватило бы времени. Для военной игры у нас отведено 14 дней и в каждый из дней мы работаем 4 часа, потому и с момента исходного положения до завершения боя мы можем остановиться только на таких периодах, которые с педагогической точки зрения представляют интерес, отбрасывая в ходе событий все несущественное. Будут напр[имер] дни покоя, повторного перевода частей, будут части, которые должны стоять дни и недели на одном месте – поучительного в этих эпизодах ничего нет и их мы воспроизводить не будем. Вот почему в военной игре ход событий воспроизводится не в полной непрерывности, а периодами, замыкающими в себе ту или иную категорию тактических картин и связанных с ними тактических решений.
         Первый период, напр[имер], от исходного положения до момента, когда части приступят к сосредоточению для боя . Второй период – сосредоточение для боя, т.е. ближняя разведка, передвижение частей в боевых целях, может быть столкновение кавалерийских частей. И третий период – самый бой. Говорю примерно.
         Итак, прошу помнить, что когда вы занимаетесь военной игрой, вы отходите от жизни. Боевая жизнь не так течет, как военная игра и не так, конечно, будет отражаться в вашем впечатлении, но точно ее не воспроизведешь. Искусственное деление событий на то или иное число периодов, которые называются ходами военной игры, неизбежно. Они введены, чтобы, во-первых, отбросить все ненужное, скучное и бесполезное, и для того, во-вторых, чтобы иметь время сосредоточить ваше внимание на отдельных наиболее интересных моментах, рассмотреть типичные задачи, с ними связанные и решить их возможно тщательно и широко. Повторяю, при этом получается искусственность, но вы ее легко преодолеете, потому что связность событий не теряется и психологическая целесообразность будет налицо. В первый период вы будете рассматривать организацию разведки, организацию связи, организацию сторожевой охраны и в этот спокойный период вам будет представлена возможность подумать над группой сравнительно простых вопросов, скорее стационарного порядка. Второй период – период сосредоточения, принесет вам новые идеи уже сложнее, но еще удаленные от боя и потому носящие на себе еще печать равновесия. И, наконец, подойдет третий период – период боя, самый трудный и неуловимый. Будучи обособлен в отдельный ход, он дает вам новую и уже нервную сумму вопросов, которые нужно так или иначе понять, разработать в той обстановке, которая может быть вам дана при ограниченном количестве факторов, и создать решение. Вы знаете, что в основе боя лежит психика отдельного человека и массы, и дно боя покрыто духовным материалом; подойти к нему с нашим ограниченным количеством факторов очень трудно. Эта задача очень смелая, почти дерзка, но, увы, люди еще не придумали других учебных приемов.
         Итак, искусственность разделения военной игры на периоды и необходимость начинать с какого-то условного момента для вас теперь ясны. Но тут нужно иметь в виду еще одну сторону дела. Период до начала сосредоточения для боя берет на самом деле 5-6 дней, м[ожет] быть две недели и т.д., а мы будем его разбирать самое большее 2 дня, и значит тому процессу, который на полях жизни продолжается недели, мы можем подарить только 8 часов, значит, вы можете ясно учесть, в каком масштабе мы должны будем сузить время в этот период. Второй период – период сосредоточения частей, может продолжаться в действительности в течение 3-5 суток, а у нас в распоряжении для разбирательства тоже только 8 часов, значит тут сокращение мы допускаем меньшее и масштаб времени будет более крупный. И только тогда, когда мы подойдем к последнему ходу – к рассмотрению чисто боевых операций, то очень возможно, что и вся-то операция в действительности будет протекать не более 8 часов, т.е. время действительной операции и время военной игры совпадут. Таким образом, время преломляется в военной игре под разными углами уменьшений и в этом случае искусственность допускается еще большая, чем в случае пространства.
         На чем я хочу особенно остановить ваше внимание в военной игре, это на том, что она является последним этапом на вашем младшем курсе, последней пробой в этом году вашего военного усвоения, и тем методом, в который введена воля противника. С этим новым фактором вы должны каждый раз считаться при ваших решениях и он придаст им желательную целесообразность и широту.
         Затем я хочу указать, что в этом году руководство военной игрой приняло все меры к тому, чтобы она протекала возможно обстоятельнее, спокойнее, возможно интереснее. Увеличено число дней, чтобы избежать комкания и сутолоки, положен в основу игры исторический эпизод, полный содержания и не лишенный значительной доли драматизма; наконец, привлечены в руководство не только люди, которые на ответственных постах уже работали в старой армии, но и такие которые имеют большой и видный опыт в рядах Красной Армии, например, приглашены недавний командующий западным фронтом, начальник штаба бывшего главнокомандующего, бывший командарм 16 и т.д. и в этом случае со стороны ценза, опыта, знаний не только теоретических, но и практических, перед вами будут руководители, авторитету и многоопытности которых вы можете безусловно верить.
         Военная игра продолжаться будет 14 дней. 2 дня дается на то, чтобы вы могли ориентироваться в обстановке, длительность хода приравнивается к двум дням работы. Со стороны руководителей сделано все, чтобы игра была поучительной, целесообразной и интересной. А относительно вас моя к вам добрая просьба, чтобы вы отнеслись к вашим занятиям с полным вниманием и напряжением, не упуская лучшего случая для совершенствования и стараясь пополнить те пробелы, которые остались не заполненными во время ваших полевых работ или во время практических занятий.

  Виньетка

Наверх  |  На главную  | Военные статьи

Снесарев А.Е.